Фрагменты текста Библии
«Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова»
Глава 8
. . .
1 Не ссорься с человеком сильным, чтобы когда-нибудь не впасть в его руки.
2 Не заводи тяжбы с человеком богатым, чтобы он не имел перевеса над тобою;
3 ибо золото многих погубило, и склоняло сердца царей.
4 Не спорь с человеком, дерзким на язык, и не подкладывай дров на огонь его.
5 Не шути с невеждою, чтобы не подверглись бесчестию твои предки.
6 Не укоряй человека, обращающегося от греха: помни, что все мы находимся под эпитимиями.
7 Не пренебрегай человека в старости его, ибо и мы стареем.
8 Не радуйся смерти человека, хотя бы он был самый враждебный тебе: помни, что все мы умрем.
9 Не пренебрегай повестью мудрых и упражняйся в притчах их;
10 ибо от них научишься ведению и - как служить сильным.
11 Не удаляйся от повести старцев, ибо и они научились от отцов своих,
12 и ты научишься от них рассудительности и - какой в случае надобности дать ответ.
13 Не разжигай углей грешника, чтобы не сгореть от пламени огня его,
14 и не восставай против наглеца, чтобы он не засел засадою в устах твоих.
15 Не давай взаймы человеку, который сильнее тебя; а если дашь, то считай себя потерявшим.
16 Не поручайся сверх силы твоей; а если поручишься, заботься, как обязанный заплатить.
17 Не судись с судьею, потому что его будут судить по его почету.
18 С отважным не пускайся в путь, чтобы он не был тебе в тягость; ибо он будет поступать по своему произволу, и ты
можешь погибнуть от его безрассудства.
19 Не заводи ссоры со вспыльчивым и не проходи с ним чрез пустыню; потому что кровь - как ничто в глазах его, и где
нет помощи, он поразит тебя.
20 Не советуйся с глупым, ибо он не может умолчать о деле.
21 При чужом не делай тайного, ибо не знаешь, что он сделает.
22 Не открывай всякому человеку твоего сердца, чтобы он дурно не отблагодарил тебя.
Глава 9
1 Не будь ревнив к жене сердца твоего и не подавай ей дурного урока против тебя самого.
2 Не отдавай жене души твоей, чтобы она не восстала против власти твоей.
3 Не выходи навстречу развратной женщине, чтобы как-нибудь не попасть в сети ее.
4 Не оставайся долго с певицею, чтобы не плениться тебе искусством ее.
5 Не засматривайся на девицу, чтобы не соблазниться прелестями ее.
6 Не отдавай души твоей блудницам, чтобы не погубить наследства твоего.
7 Не смотри по сторонам на улицах города и не броди по пустым местам его.
8 Отвращай око твое от женщины благообразной и не засматривайся на чужую красоту:
9 многие совратились с пути чрез красоту женскую; от нее, как огонь, загорается любовь.
10 Отнюдь не сиди с женою замужнею и не оставайся с нею на пиру за вином,
11 чтобы не склонилась к ней душа твоя и чтобы ты не поползнулся духом в погибель.
12 Не оставляй старого друга, ибо новый не может сравниться с ним;
13 друг новый - то же, что вино новое: когда оно сделается старым, с удовольствием будешь пить его.
14 Не завидуй славе грешника, ибо не знаешь, какой будет конец его.
15 Не одобряй того, что одобряют нечестивые: помни, что они до самого ада не исправятся.
16 Держи себя дальше от человека, имеющего власть умерщвлять, и ты не будешь смущаться страхом смерти;
17 а если сближаешься с ним, не ошибись, чтобы он не лишил тебя жизни:
18 знай, что ты посреди сетей идешь и по зубцам городских стен проходишь.
19 По силе твоей узнавай ближних и советуйся с мудрыми.
20 Рассуждение твое да будет с разумными, и всякая беседа твоя - в законе Вышнего.
21 Да вечеряют с тобою мужи праведные, и слава твоя да будет в страхе Господнем.
22 Изделие хвалится по руке художника, а правитель народа считается мудрым по словам его.
23 Боятся в городе дерзкого на язык, и ненавидят опрометчивого в словах.
Глава 29
. . .
2 Давай взаймы ближнему во время нужды его и сам в свое время возвращай ближнему.
3 Твердо держи слово и будь верен ему - и ты во всякое время найдешь нужное для тебя.
4 Многие считали заем находкою и причинили огорчение тем, которые помогли им.
5 Доколе не получит, он будет целовать руку его и из-за денег ближнего смирит голос;
6 а в срок отдачи он будет протягивать время и будет отвечать уныло и жаловаться на время.
7 Если он будет в состоянии, то едва половину принесет - и это вменит ему в находку;
8 а если будет не в состоянии, то заимодавец лишился своих денег и без причины приобрел себе врага в нем:
9 он воздаст ему проклятиями и бранью и вместо почтения воздаст бесчестием.
10 Многие по причине такого лукавства уклоняются от ссуды, опасаясь напрасно потерпеть утрату.
. . .
| Что это всё означает
Что заповедано тебе, о том размышляй;
ибо не нужно тебе, что сокрыто.
При многих занятиях твоих, о лишнем не заботься:
тебе открыто очень много из человеческого знания;
(Сир. 3:22-23)
Автором книги, с очередными библейскими премудростями, является очередной «мудрец» – раввин из Иерусалима по имени
Иисус, сын Сираха.
Его внук, в 132 г. до н.э. перевёл её на греческий язык для египетских евреев, «отстававших» в познании иудейского Закона
от палестинских евреев.
Мудрец Иисус творчески переработал материал предыдущих первоисточников и выдал на-гора весьма расширенный вариант
соломоновых притч (51 глава у многомудрого Иисуса, против 31 глава у маломудрого Соломона).
В Сираховых «премудростях», как и в Соломоновых «притчах», содержится большое число житейских советов и наблюдений,
которые сейчас выглядят весьма банально.
Всё это «добро» тщательно удобряется призывами бояться Всевышнего и ненавидеть инакомыслящих.
В ней есть пословицы и поговорки, просто высказывания на различные темы, обзор еврейской истории и прославление
выдающихся евреев всех времён и народов – Авраама, Иакова, Моисея и пр.
Как и в «притчах» уже порядком надоевшего Соломона, ничего особо мудрого в этих «премудростях» нет. А, что есть? А, вот,
что:
Бойся бога, почитай родителей, уважай старших, не пей, не обманывай, не прелюбодействуй, не воруй, подавай милостыню
и тому подобные тривиальности.
Первые 2 главы книги являются своеобразным введением в «премудрость», источником которой объявляется «весьма
страшный» Иегова.
«Страх Господень» – есть основа всему, в том числе и библейской премудрости.
Бойся Иегову – и будет слава тебе и честь, веселье и радость, и многие ле-е-та-а.
Изьявивших желание познать такую «премудрость», через усердное изучение закона и тщательное выполнение заповедей,
автор ласково называет «боящиеся Господа».
Он призывает их «прилепиться» к Иегове; охотно «принимать» все превратности судьбы; «верить»
и «надеяться» на Иегову; «ожидать» его милостей; «впасть» в его руки, ведь
«...нет ничего лучше страха Господня и нет ничего сладостнее, как внимать заповедям Господним» (23:36)
Одной из самых сладостных обязанностей избранных, напоминает автор, является неусыпная забота о благосостоянии
еврейских священников и соблюдение всех культовых прибамбасов – приношение различных приношений и жертвование
многочисленных жертв.
«Не являйся пред лице Яхве с пустыми руками, ибо все это – по заповеди. Приношение праведного утучняет алтарь...»
(35:4-5).
Причём, подношения следует осуществлять радостно, с весёлым лицом, иначе, алтарь недостаточно утучнится...
Заповеди закона следует изучать также и для того, чтобы в повседневной жизни вести себя «премудро».
Правила поведения «боящегося Господа» охватывают практически все сферы его деятельности: поведение в обществе,
отношения в семье, воспитание детей, денежные отношения.
Так, 48 стихов книги, относящиеся к теме «жена», посвящены исключительно тому, какую жену предпочтительнее выбрать.
Идеальной женой является умная, добрая, кроткая, стыдливая и добродетельная. Злая же, ревнивая, склонная к пьянству –
источник несчастий. Кто бы спорил...
А вот, по каким признакам отличить потенциальное сокровище, мудрый Иисус Сирахович умалчивает. Единственное, на
что он намекнул: как вычислять женщин лёгкого поведения – «по поднятию глаз и век ее».
Кроме того, жена «приобретается» мужем, в качестве помощника или «даётся» ему в удел. Её назначение –
«счастливить» мужа и «утучнять его кости» своей любезностью.
Для мужей же, в отношении жён, мы нашли единственную рекомендацию: «Не отдавай жене души твоей, чтобы она
не восстала против власти твоей». (9:2) Не восстала... против власти... Ну, прямо «верхи и низы», и «революционная
ситуация».
В отношении дочерей «боящимся Господа» следует вести себя строго, заботясь, в основном, об их теле. Главная задача –
удачно выдать замуж.
Вот, как нужно заботиться о дочери: «...в юности ее – как бы не отцвела, а в замужестве – как бы не опротивела; в
девстве – как бы не осквернилась и не сделалась беременною в отцовском доме, в замужестве – чтобы не нарушила
супружеской верности и в сожительстве с мужем не осталась бесплодною». (42:9-10)
В общем, за дочерьми нужен глаз да глаз, прежде всего, для того, чтобы они не опозорили папашу «перед обществом»
(а тем, видно, только дай волю...).
Книга рекомендует также в строгости воспитывать и сыновей.
Для того, чтобы родитель в будущем смог утешиться, получить от родного сына помощь и уважение, мог похвалиться им, а
также, не испытывал огорчения и разочарования от «дерзости» сына, рекомендуется наставлять отпрысков мужеского пола
нагибанием выи (шеи) и сокрушением рёбер с юности.
«Лелей дитя, и оно устрашит тебя; играй с ним, и оно опечалит тебя». (30:9) (Вот, откуда растёт проблема
«отцов и детей»!)
Вот так – лупасить с малых лет. Всех. К тому же, во главу угла ставятся интересы родителя: душевное спокойствие,
возможность похвалиться отпрыском перед остальными, как будто это новый диван. Главное, чтобы папаше было хорошо.
Интересный способ получить любовь и уважение. Ну, а что ещё ожидать от тех, у кого основная премудрость – страх,
хоть и Господень.
Выполняющий заповеди должен быть благочестивым и милосердным: подавать нищему, помогать неимущему и всячески
поддерживать нуждающегося. Ай, как благородно, если бы не мотивы...
Всё это делается из-за страха быть проклятым: вдруг, их собратья, менее удачливые по жизни, вознесут проклятья
к Иегове и он их услышит. Что тогда бу-уде-ет...
Не оставлена без внимания и тема «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей». Как же? Сладкими устами и
доброречивым языком.
Не все, приобретённые таким образом друзья могут считаться настоящими – от них может ожидаться предательство, наговор
и даже грубое обращение с членами твоей семьи. Этих смело можно назвать врагами. От них нужно отдалятся.
Для «приобретения» друга, нужно его испытать. Каким образом, не сказано, но, в случае успеха, «боящемуся» крупно повезёт –
он обретёт крепкую защиту и «врачевство» для жизни. И, всё равно, с друзьями нужно вести себя смотрительно.
Ну, что за напряжённая жизнь получается у «боящегося Господа»: жена может отобрать власть; дочь – запросто податься
в проститутки, сын – отказать в поддержке и уважении в старости; друг – предать...
Просто, засада какая-то. Остаётся только лишь всем нагибать выю, ломать рёбра и дрожать от страха перед Великим
и Ужасным Вселюбящим.
Кроме того, существует ещё куча всяких «не» (главы 8-9). Есть также весьма актуальные и для нашего времени:
- Не ссорься с власть имущими.
- Не судись с богатым и судьёй.
- Не давай взаймы человеку, который сильнее тебя.
- Не поручайся сверх силы твоей; а если поручишься, заботься, как обязанный заплатить.
- Не сделайся нищим, пиршествуя на занятые деньги, когда ничего нет у тебя в кошельке.
- Строящий дом свой на чужие деньги – то же, что собирающий камни для своей могилы.
То, что эти советы актуальны и сейчас, свидетельствует не столько о гениальности еврейских мудрецов, сколько
о том, что наше сознание нисколько не эволюционировало – находится на уровне 2000-летней давности. Интересно, почему?.
Вообще-то, эта книга содержит, как и «притчи Соломона», большое количество весьма банальных утверждений, вроде,
«лучше быть здоровым, чем больным», выдаваемых, с серьёзным видом, за премудрости. Хотя и их, при желании, можно
успешно использовать в качестве эпиграфов:
- нет головы ядовитее головы змеиной, и нет ярости сильнее ярости врага. (25:17)
- Кто бросает камень вверх, бросает его на свою голову ... (27:28)
- Если ты обременил себя яствами, то встань из-за стола и отдохни. (31:24)
- Вино полезно для жизни человека, если будешь пить его умеренно. (31:31)
- Человек ученый знает много, и многоопытный выскажет знание. (34:9)
- ибо не все полезно для всех, и не всякая душа ко всему расположена.( 37:31)
И, естественно, автор не мог обойти своим молчанием тему грешников, нечестивцев, беззаконных и т.д. Грешником
объявляется тот, кто неподвластен «страху Господню».
Слово «грешник» употребляется чуть ли не в каждой главе и всегда с негативной оценкой.
Отсутствие страха перед Иеговой ведёт к тому, что последний приходит от этого в ярость; он ненавидит
непокорившихся и, всенепременно, воздаст им по первое число.
Для них специально создано Вселюбящим всё злое, что есть на земле. Всё, что праведным приносит пользу (вода, огонь, еда),
грешникам идёт во вред.
Для этих отвратительных созданий Божьих припасена смерть, убийство, ссора, меч, бедствия, голод. Для них же и был
организован потоп (ах, вот оно в чём было дело: Вселюбящий концы в воду прятал...).
Общаться с ними неприятно. Приношения их Иегова не примет, грехи не простит. Дети у них – отвратительные, а их наследие –
погибнет.
Вот ещё несколько поэтических высказываний на эту любимую библейскую тему, усиленно вдалбливаемую читающему:
- Когда нечестивый проклинает сатану, то проклинает свою душу. (21:30)
- Огонь и град, голод и смерть – всё это создано для отмщения; зубы зверей, и скорпионы, и змеи, и меч, мстящий нечестивым
погибелью, (39:36-37)
- Все, что из земли, возвратится в землю: так нечестивые – от проклятия в погибель. (41:13)
|