Геннадий Южаков
Календарные системы Европы
«СОВЕТНИК» – книги о счастье, здоровье и долголетии
Николай Левашов – счастливая звезда Человечества

У разных народов, живших на территории Европы, были разные системы счёта дней. У кельтов и скандинавов изначально был 9-месячный календарь, но впоследствии он был заменён 24-месячным. Это было связано с постоянно изменяющимися климатическими условиями и полным переходом на руническую форму письма. После перехода, каждый месяц обозначался своей руной, из т.н. Футарха (сборника Рун). Месяцы отличались по продолжительности, так 1-й месяц был 14 дней, 2-й месяц – 15 дней и 3-й месяц – 16 дней... потом данной чередование повторялось.

Такое чередование, в первую очередь, было связано с фазами Луны, периодичность которой – 29,5 дней. Таким образом, первые 4 месяца Рунического календаря (14+15+16+14=59) соответствовали 2-м полным лунным месяцам (29,5+29,5=59). А дальнейшая система чередования месяцев соединяла между собой лунные фазы с солнечным календарём. Т.е. год Рунического календаря содержал 360 дней.

Но так как в Рунике была ещё и 25 пустая руна, иногда называемая руной Одина, то и она нашла своё применение в календаре. В конце каждого третьего года, вставлялся дополнительный 25-2-й месяц, в котором шло чередование дней сначала 14, потом 15, а затем 16 дней. Этот 25-й месяц помогал выровнять цикличность солнечного года, так же, как сейчас это делают при помощи високосного года.

На юге Европы, на территории современной Италии, жили Расены, которых больше знают под названиями Этруски или Тиррены, которые также пользовались 9-месячным календарём. Прибывшие на территорию Италии латиняне и сабиняне, принесли с собой свои календарные системы. Впоследствии появились и новые системы, например греческие «Олимпийские циклы» или латинские «Календы от Основания Рима». Латиняне пытались навязать Расенам свою календарную систему, а когда эта затея провалилась, латиняне объявили Этрусков глупыми, решили просто уничтожить Расенов.

Юлианский календарь

Вот это многообразие календарных систем иногда вводило большую путаницу в определение «больших торговых дней». Поэтому в 45 г. до н.э. по указу Императора Юлия Цезаря, была введена «новая» Календарная система, которую требовалось соблюдать на территории всей Римской империи. За основу этого «нового» календаря был взят действующий календарь жрецов Египта. Юлий Цезарь его несколько изменил, таким образом, появился всем известный Юлианский календарь.

А теперь представьте, с какими проблемами столкнулись христианские миссионеры, которые отправились «просвещать» язычников Европы. Даже если они кого-то приобщали к новой вере, то тут же сталкивались с проблемами, когда проводить праздники или в какое время соблюдать посты.

Иная календарная система не позволяла христианам-миссионерам правильно определить какая дата местного календаря соответствует Юлианскому календарю, ибо местные календари были более сложные для понимания христиан, и к тому же сравнительные даты постоянно «плавали». Выход был найдён только один. Запретить старый календарь и ввести новый – Юлианский.

Та же самая картина наблюдалась и при крещении Руси. Введённый Юлианский календарь, народ не принял. Потому что народу было непонятно, зачем нужен на Русской земле чужеродный календарь, с номерными месяцами на латинском языке, которых на 3 больше, да к тому же ещё начинавшийся не в День Осеннего Равноденствия, а начале весны.

Но христиане нашли выход из создавшегося положения, они придумали славянские названия для Юлианского календаря и месяцы, вместо номеров на латыни, получили славянские названия: Березень, Квiтень, Травень, Червень, Липень, Серпень, Вересень, Жовтень, Листопад, Грудень, Сiчень, Лютий. Только в таком виде, христианам удалось навязать славянским народам чужой календарь. В других славянских странах была проделана та же реконструкция Юлианского календаря, и месяцы получили свои славянские названия.

Но даже после того, как христиане нашли выход из создавшегося положения, и в Юлианском календаре месяцы получили славянские названия, древний Славяно-Арийский календарь не перестал существовать. На всех славянских землях продолжали использовать 2 календаря, т.к. по новому (Юлианскому) календарю можно было узнать о церковных праздниках, и о событиях прошлого, произошедших далеко от славянских земель. А старый календарь нужен был в первую очередь для повседневной жизни людей, ибо по нему определяли, когда начинать и когда заканчивать сельхозработы, и другие дела. Ведь одними молитвами сыт не будешь.

Но церковные и светские власти не устраивало то, что народ праздники отмечал по обоим календарям, но больше всего не устраивала путаница, которую создавали летописцы, ведь русские летописцы использовали даты старого, славянского календаря, а приглашённые греки-летописцы использовали даты из нового календаря, где Новолетие отсчитывалось от первого весеннего полнолуния...

Например: дата 1 марта 1005 г. н.э. по Славяно-Арийскому календарю выпадала на Лето 6513 от СМЗХ, а по христианскому – на Лето 6512 от СМ, таким образом, разница между Славяно-Арийским календарём и календарём от Рождества Христова составляла 5508 лет, а у христианского календаря – 5507 лет.

Чтобы как-то упорядочить несогласованность нового календаря, в Лето 6856 (1348 г.н.э.) по указу царя Ивана III, Новолетие в новом календаре было зафиксировано на 1 марта, а число года взяли от старого Славянского календаря. Кроме того, началась подгонка нового календаря под повседневную жизнь, одни праздники запрещали, другие, которые праздновали, несмотря на запреты, христианская церковь стала адаптировать под себя. Так, например:

  • День Бога Велеса был заменён Днём Власия;
  • День Масленицы-Марёны был объявлен просто Масленицей;
  • День Бога Купалы стал днём Иоанна Крестителя, или как его называли на русский манер – Иваном Купалой, т.е. Иваном, который в реке всех купал;
  • День Триглава (Сварога-Перуна-Свентовита), превратился в Троицу;
  • Вышний День Бога Перуна заменили Днём Ильи-Пророка, и т.д.

Но больше всего церковные и светские власти не устраивало, что народ пользуется двумя календарями, отмечает 2 Новолетия. Христианское Новолетие 1 марта, и Славянское Новолетие в День Осеннего Равноденствия.

Никакие запреты Славяно-Арийского календаря не помогали, а принятие жёстких мер, вплоть до казней, дало обратный эффект. Во многих городах и сёлах началась смута, и поднялись восстания, везде шло поголовное уничтожение христианских священников и их помощников. Дело дошло до того, что были уничтожены многие тысячи «божих людей», и тогда пришлось царю Ивану III «идти в народ», ибо только так власти смогли успокоить восставший народ.

Чтобы впредь не возникало смуты и разора, царь не только разрешил людям пользоваться старым календарём, но и узаконил право почитать Старую Веру Предков. Таким образом, на Русской земле было официально узаконено Двоеверие и 2 календаря. Церковный календарь стал считаться – официальным, т.е. государственным, а старый календарь – народным.

Следующее изменение официального календаря произошло через 1 Круг Лет (144 года). При приближении Лета 7000 году от Сотворения Мира (1492 г. н.э.), среди христиан в России росли апокалипсические настроения. Все ждали конца света и даже не составляли пасхалию на последующие годы. Но когда все ожидаемые сроки конца света прошли, Московский церковный собор в сентябре Лета 7000 (1492) утвердил новую пасхалию и принял решение о переносе начала года с 1 марта на 1 сентября. Это постановление действует в Христианской Церкви до сих пор.

Григорианский календарь

В Лето 7090 (1582 г.) католической церковью, по указанию папы римского Григория XIII, был введён новый календарь, который получил его имя. В новом календаре датировка шла уже не от Сотворения Мира, а от Рождества Христова. Необходимость введения нового календаря связывалась с тем, что продолжительность Юлианского календарного года немного больше продолжительности года природного, а потому он стал немного отставать от природы, так что за 128 лет накапливались одни сутки. Поэтому на момент введения Григорианского календаря набежало уже 10 дней разницы.

Но не все европейские страны сразу перешли на новый календарь, некоторым странам понадобились годы или даже столетия, чтобы перейти на новый Григорианский стиль. В России на данный стиль перешли окончательно только в феврале 1918 года.

Григорианский календарь также не является абсолютно точным: он отстаёт от природного на одни сутки за 3300 лет; кроме того, григорианский календарь «неравномерен», он содержит своего рода «скачки». Но постепенно григорианский календарь был принят большинством государств и сегодня является общепризнанным...

Скачать архивированный файл всей статьи (36К)

Почитать другие статьи из раздела «История»
Главная страница
Структура сайта
Новости сайта
 
Николай Левашов
Выборы 2012
Зарубки
 
Книгохранилище
Электронные библиотеки
Книжные магазины
 
Созвучные сайты
Хорошее Кино
Публикации
 
Конспекты книг
Тексты книг
Запасник
 
«Воплощение мечты»
Наши рассылки
Объявления
 
Помочь
Пишите нам