Нас так изрядно задурили СМИ, что всё «хорошее» мы видим только на Западе, хотя у самих есть чему самим
поучиться, вспомнив наше даже ближайшее прошлое. Русские бани! Они были в каждом городе, селе. А
теперь? Возьмите любой городок, в котором раньше было по несколько бань, в лучшем случае, осталась одна. Вот
и идут люди прямиком через аптеки, коих развелось, как грибов после дождя, к месту вечного покоя...
История русской бани уходит в седую древность. Геродот, посетив в V веке до н.э. Скифию, располагавшуюся
в Северном Причерноморье, сообщает о банях, которые использовали скифы. [2] Устраивали её следующим образом:
устанавливали три жерди, верхними концами наклоненные друг к другу, обтягивали их войлоком. В чан, поставленный
посреди этой хижины-шалаша, помещали докрасна раскалённые камни. Взяв конопляное семя, залезали в эту войлочную
баню и бросали его на раскалённые камни. От этого, замечает историк, поднимался такой сильный пар, что никакая
эллинская баня не сравняется с той, какую он видел в скифской степи. Наслаждаясь ею, скифы, по словам Геродота,
вопили от удовольствия. От него же мы узнаём о том, что после погребения покойника скифы очищали себя парной
баней.
Скифские женщины растирали на шероховатом камне, подливая немного воды, куски древесины кипариса, кедра
и ладана. Этим жидким тестом с приятным запахом они обмазывали всё тело. Через некоторое время этот слой
смывался, тело становилось чистым и блестело. [2]
Баня упоминалась в восточнославянских мифах, её почитали даже боги, с ней связывали происхождение человека.
Византийский историк Прокопий Кесарийский (ок. 500-565 гг.) пишет, что баня сопровождала древних славян всю
жизнь: здесь их омывали в день рождения, перед свадьбой и после смерти...
Баня у восточных славян представляла собой небольшое бревенчатое строение, в котором располагался очаг с
раскалёнными камнями, на которые лили воду, чтобы образовался пар. Вентиляцию внутри бани осуществляли
открывая двери. Согласно древнеславянским поверьям, в бане живёт весьма занятный персонаж русского фольклора
– банник – нагой старик, весь облепленный листьями от веника. Считалось, что банник может запарить человека до
смерти.
Когда древние славяне в первый раз шли в новую баню, то брали с собой хлеб и соль, которыми стремились
задобрить банника, чтобы он не стращал моющихся, помог сделать чистый пар, избавить от угара. Отголоски этих
языческих традиций прослеживались на Руси и во времена христианства: в недалёком прошлом, залезая на банный
полок, приговаривали: «Крещённый на полок, некрещёный – с полка», а, выходя из бани, оставляли на полке ведро
воды и веник для банника, приговаривая: «Тебе баня на стоянье, а нам на здоровье». Эти суеверия ещё раз
подтверждают, каким уважением пользовалась русская баня в народе...
После распада Римской Империи
католическое духовенство наложило запрет
на пользование банями, отнеся их к учреждениям, якобы нарушающим каноны нравственности и рассматривая
культ тела как греховный. Этот запрет привел к тому, что в средние века в Западной Европе одна за другой следовали
эпидемии чумы, холеры и других тяжелых заболеваний. Только за три года (1347-1350 гг.) эпидемия чумы унесла в
Западной Европе 25 миллионов жителей.
Банные традиции в западноевропейских странах к XVIII-XIX вв. были основательно забыты (см. «Немытая Европа и чистая Русь») и начали
возрождаться в большой мере под воздействием русского обычая париться и мыться в бане...
Согласно летописным сообщениям X-XIII веков паровая баня была повсеместно распространена у восточных
славян уже в V-VI веках, что свидетельствует об их высокой культуре. Древние славяне называли баню «мовь»,
«мовня», «мовница», «мыльня», «влазня» или просто «баня». Подтверждением широкого распространения бани у
древних славян служит летописное сообщение, что одной из форм дани, которую одно славянское племя платило
другому, были берёзовые веники…
Помывка в бане сопровождалась обязательной сменой белья, ибо «чистое мытие и частое переменяние платия
вшам множиться не дает» – сказано в «Вертограде» ещё в XVIII веке (собрание В. Груздева, № 8). «Убрусец» –
полотенце – можно наблюдать главным образом в житийных миниатюрах XVI-XVIII веков, а также в миниатюре,
изображающей сцены омывания умершего рязанского князя Василия Ивановича (1483). Коротким полотенцем сын
умершего утирает себе слёзы (лист 371, оборот Шумиловского тома).
На Руси в бане пользовались мылом, которое варили как в домашних условиях, так и в специально
приспособленных помещениях с давних времён. С той поры до наших дней дошла старая поговорка: «Сало было,
стало мыло», потому что для изготовления мыла использовалось говяжье, баранье и свиное сало, правда, применяли
ещё и растительные масла, например, льняное. Целые деревни занимались «поташным промыслом» – так тогда
называли производство мыла. Особенно ценилась продукция валдайских и костромских мастеров-мыловаров.
Для царя и особ к нему приближённых, Аптекарский приказ специально готовил «мыльный состав» (1630), так
как бани считались медицинским пособием при различных недугах. [18]
Кроме мыла для мытья тела, в бане применялся т.н. щёлок, получаемый из древесной золы. О его широком
употреблении говорит тот факт, что даже новорождённого ребёнка купали в тёплой воде с небольшим количеством
щёлока, правда, полученного из соломенной золы, которая считалась нежнее, чем древесная. Необходимо добавить,
что детей на Руси рано начинали водить в баню, припаривать там берёзовым веником, предварительно смазав кожу
ребёнка толстым слоем дрожжей и завернув его в пелёнку...
|