Питер Бахмайер
Мягкая сила – Культурная война США против России
«СОВЕТНИК» – книги о счастье, здоровье и долголетии
Николай Левашов – счастливая звезда Человечества

В течение двух последних десятилетий произошла культурная переориентация американского стратегического мышления: война более не определяется исключительно в терминах чистого вооружённого противостояния, но ведётся также с помощью немилитаристских, информационных и психологических методов, называемых «психологическая война» или «культурная война». Эти методы имеют давнюю историю. Американский военный стратег Лиделл Харт ещё перед Второй мировой войной (1) развил стратегию непрямого подхода. Американские и британские вооружённые силы использовали «психологические методы» против Германии во Второй мировой войне и позже они были использованы для переформатирования немецкого менталитета.

После окончания войны ЦРУ и Министерство обороны создали экспертно-аналитические центры, такие как Рэнд Корпорейшн, Гудзонский институт Германа Кана и другие, которые, в первую очередь, были ориентированы на антисоветскую деятельность. Эти институты были смоделированы с Тавистокского института человеческих отношений – британского института, специализирующегося на методах психологической войны. В этих центрах означенные методы были развиты рядом социологических институтов. Американские эмпирические социальные науки, т.е. социология, политология, антропология, коммуникационные исследования и т.д. были развиты до их сегодняшнего состояния по инициативе и за счёт финансирования военных и разведывательных агентств в 40-х и 50-х годах прошлого века. (2)

Другими источниками финансирования были такие крупные фонды как Корпорация Карнеги, Фонд Форда и Фонд Рокфеллера. В разработке этих методов были задействованы такие известные научные центры:

  • Новая школа социальных исследований в Нью-Йорке,
  • Бюро прикладных социальных исследований в Принстоне, возглавляемое Полем Лазарфельдом,
  • Институт социальных исследований под руководством Макса Хоркхаймера и Теодора У.Адорно, который вернулся во Франкфурт в 1949 году,
  • Центр международных исследований в Массачусетском технологическом институте, в Эсаленовском институте в Калифорнии, который был основан Майклом Мэрфи и Грегори Бэйтсоном,
  • Центр контркультуры – один из организаторов Вудстокского фестиваля в 1968 году.

Все они получили контракты. Особенно известные институты коммуникативных наук выделялись в программах ведения психологической войны. Эти институты издавали такие журналы как «Ежеквартальное общественное мнение», «Американское социологическое обозрение», «Американское обозрение политических наук» и т.д. Работающими на эти институты были эксперты – как правило, эмигранты из Германии и Австрии, которые позже заработали свои репутации в этих областях, среди них следующие:

  • Поль Лазарфельд,
  • Оскар Моргенштерн,
  • Лео Ловенталь,
  • Герберт Маркус,
  • Вальтер Липманн,
  • Гарольд Лассвелл,
  • Габриэль Алмонд,
  • Даниэль Лернер,
  • Даниэль Белл,
  • Роберт Мертон и другие.

Это были те же эксперты, которые позже были ответственны за переобучение населения Германии. Некоторые из этих проектов были вовлечены в подготовку культурной революции 60-х, которая сопровождалась рок-музыкой, наркотиками и сексуальной революцией. «Советские исследования» особым образом были завязаны на правительство. Гарвардский Русский исследовательский проект, возглавляемый Раймондом Бауэром и Алексом Инкельсом, был совместным предприятием ЦРУ, ВВС США и Корпорации Карнеги. В 1956 году было опубликовано исследование под названием «Как работает советская система», которое стало хрестоматийным в области исследований советской системы. (3)

Одним из видов оружия психологической войны были радиопрограммы для Восточной Европы, которые выходили под патронажем ЦРУ: «Один из наиболее дешёвых, безопасных и эффективных инструментов внешней политики США», – как позже объяснила Джин Киркпатрик. Это были, например, такие радиостанции, как «Голос Америки», «РИАС Берлин», «Радио Свободная Европа» и «Радио Свобода», радиовещание на которых осуществлялось на русском языке и языках СНГ. (4) Эти программы были созданы для «Конгресса культурной свободы», который был основан в 1950 году в Париже и в котором работали 400 сотрудников ЦРУ. (5)

Победа над СССР была отчасти достигнута с помощью таких невоенных методов. Стратегия, в соответствии с которой не предусматривалось сосуществование с Советским Союзом, а была нацелена на развал советской системы, была тщательно разработана администрацией Рейгана в 1982 году. (6) План предусматривал семь стратегических инициатив, среди которых четвёртым пунктом фигурировало ведение психологической войны, нацеленной на формирование страха, неопределённости, потери ориентации как среди номенклатуры, так и среди населения. (7) Эта война велась не только против коммунизма, но и против России, о чем прямо и недвусмысленно заявил Бжезинский:

  • «Мы разрушили СССР, мы точно так же разрушим Россию…»
  • «Россия в любом случае страна, без которой можно обойтись…»
  • «Православие – главный враг Америки. Россия – побеждённое государство. Она будет разделена и помещена под опеку…» (8)

В 1990 году Джозеф Най, профессор Гарвардского университета, член Совета по международным делам и соратник Збигнева Бжезинского, обозначил вышеописанные методы термином «мягкая сила» или «умная мощь» – термин, происходящий от тех же корней, что и термин «социальная инженерия». (9) В 2005 году он опубликовал книгу под названием «Мягкая сила. Средство достижения успеха в мировой политике», в которой указывал, что Америка стала привлекательной страной, благодаря культурным и политическим идеалам. Центр Стратегических и международных исследований в Вашингтоне – неоконсервативный аналитический центр, в совет директоров которого входили Збигнев Бжезинский и Генри Киссинджер, в 2006 году основал Комиссию по «Умной мощи», которую возглавили Джозеф Най и Ричард Армитадж. В 2009 году комиссия опубликовала меморандум «Более умная и безопасная Америка», целью которого было обогатить методы американского влияния в мире «мягкими» методами. (10)

Первое успешное применение новой стратегии: Перестройка

Впервые эти новые методы применялись как стратегия в Перестройку, когда к власти пришёл Михаил Горбачёв. Перестройка имела позитивный аспект, а именно – восстановление свободы мнений и движений, но наряду с этим явилась инструментом влияния Запада. (11) В рамках ЦК КПСС и номенклатуры выросла группа, которая сдвинулась на западные позиции и нацелилась на внедрение западной неолиберальной системы.

Подлинным архитектором перестройки был Александр Яковлев, начиная с 1985 года был секретарём ЦК КПСС по идеологии, который учился в 50-е в Вашингтоне и с тех пор стал поборником неолиберализма, в чём он мне и признался на симпозиуме, который состоялся в Вене 9 ноября 2004 года. Такие люди как Егор Гайдар, Григорий Явлинский, Борис Немцов, Виктор Черномырдин, Герман Греф и Анатолий Чубайс принадлежали к этой же группировке. С помощью этих людей Яковлев создал в СССР пятую колонну, которая и по сей день нажимает на тайные пружины.

Борис Ельцин также был человеком американцев, будучи завербованным напрямую в сентябре 1989 года Американским Конгрессом, когда он посетил США по приглашению Института Эсалена, осуществлявшего советско-американскую программу обмена с 1979 года. С их помощью он смог прийти к власти в 1991 году. (12) Благодаря вмешательству Джорджа Сороса, Горбачёв стал членом Трёхсторонней комиссии, которая провела в январе 1989 года конференцию в Москве с участием Генри Киссинджера и Валери Жискар дЭстена...

Скачать архивированный файл всей статьи (42К)

Почитать другие статьи из раздела «Демократические войны»
Главная страница
Структура сайта
Новости сайта
 
Николай Левашов
Выборы 2012
Зарубки
 
Книгохранилище
Электронные библиотеки
Книжные магазины
 
Созвучные сайты
Хорошее Кино
Публикации
 
Конспекты книг
Тексты книг
Запасник
 
«Воплощение мечты»
Наши рассылки
Объявления
 
Помочь
Пишите нам