Я переехала на пмж в Данию в 1997-м. Через несколько лет, наблюдая изнутри это общество в период
максимального расцвета всеобщего благосостояния, я пришла к выводу, что их в скором времени ожидает
системный кризис, который сметёт всё. Причём, я пришла к этому выводу как физиолог, имеющий самые
общие познания в политэкономии.
В то время я переписывалась с одним бывшим приятелем, который жил в России и очень хотел переехать в
благополучную европейскую страну. Я написала ему тогда письмо и предсказала кризис западного общества.
Недавно я перечитала это письмо и думаю, что оно весьма актуально в наши дни.
Это повествование можно было бы назвать «Социализм с человеческим лицом глазами выходца из развитого
социализма».
Я бы хотела донести некоторые понятия до наших людей, хотя к сожалению, как показывает история, люди
всегда слышат только то, что они хотят слышать. И «пока гром не грянет, мужик не перекрестится».
Живя в России, я не могла понять, почему такая действительно красивая, логически стройная и прекрасно
теоретически разработанная великими умами теория коммунизма оказалась неосуществима? И Советский
Союз был не первой попыткой.
Как я запомнила из лекций по политэкономии, когда училась на биофаке в университете, ещё триста лет назад
окрылённые этой идеей энтузиасты пытались создавать модели идеального общества без эксплуатации,
основанные на высокой нравственности, гуманизме и равенстве. Они изолировались от порочного общества
и жили на небольших островах. Самая живучая из этих колоний просуществовала три года.
Дания в значительной степени пытается тоже осуществить эти идеи. Когда я впервые приехала
сюда в 1996 году, я увидела здесь многочисленные признаки советской системы, причём то, что называется
«социализмом с человеческим лицом». Они имеют сильные социальные программы.
У них бесплатное медицинское обслуживание, и уровень ухода за больными в больничных условиях такой,
что нам и не снился. У них бесплатное образование и учащимся с 18 лет платят стипендию, независимо от
того, учится ли он в обычной школе, техникуме или ВУЗе. Размер стипендии позволяет жить без поддержки
родителей.
Больные люди и инвалиды получают пенсию выше минимальной заработной платы. Старые люди, которые
уже не могут жить без физической поддержки, получают места в домах престарелых, где они имеют в полном
объёме всё необходимое для жизни. Там они и оканчивают жизнь.
Я работала в одно время в пансионе для психбольных. Это форма помощи для тех, кто не так тяжёл, чтобы
жить в психбольнице, но и не может обиходить себя сам. В пансионе живут 8 больных и работают
9 человек персонала.
У каждого больного своя комната, компьютер, музыкальный центр, вся необходимая мебель, которую они
сами выбрали для себя в магазине, всё, что их душа пожелает. У них многоразовое питание и разнообразная
еда на выбор. Оставшиеся на столе продукты после того, как все наелись, выбрасываются в мусор, включая
хлеб, мясо, рыбу, колбасу и др.
Пансион – это большой дом, евростандарт. У них две кухни, оборудованные всем необходимым,
три большие гостинные комнаты с телевизовами с плоским экраном и всей необходимой видео и аудио
техникой по последнй моде, комната с бильярдным столом, настольным теннисом и тренажорами, несколько
стиральных машин-автоматов, три туалета и душа, обеспеченные всеми необходимыми свежими полотенцами,
шампунями, мылами, кремами и т.д., огромная мастерская со всеми инструментами и материалами.
Мебель во всём здании и стиль, как в лучших домах Лонона и Парижа. Вокруг здания – гектары земли,
конюшня и вольеры с лошадьми для верховой езды, сад, огромный ангар со всевозможной утварью, минитрактор,
микроавтобус, две легковые машины, которыми инвалиды с водительскими правами могут пользоваться при
желании.
Два раза в год они проводят каникулы за границей. Все инвалиды вместе с персоналом живут в пятизвёздочных
отелях на морских курортах Испании Италии Франции Греции и др.
Число психбольных в Дании растёт (результат действия влияет на субъекта действия). Таких
пансионов у них сейчас несколько сотен. В Дании здоровые неработающие люди, включая вынужденных
безработных и тех, кто не хочет работать сам, имеют пособие, позволяющее им жить в однокомнатной
квартире, иметь всю необходимую еду, одежду, сигареты, пиво, вино, проезд на транспорте и некоторые
развлечения.
Дания – правовое государство, где хорошо работают законы, и их беспрекословно выполняет и уважает
абсолютная масса населения.
Не это ли коммунизм?
А сейчас я расскажу вам, почему их мир скоро перестанет быть таким похожим на коммунизм,
и в чём был неправ Карл Маркс и его коммунистическая теория.
Все социальные, философские и экономические теории пишутся людьми весьма далёкими от биологии.
Они рассматривают человека, как социальное существо. Но прежде всего человек – это существо биологическое.
В его организме и мозге происходят многочисленные процессы точно так же, как в любом другом животном
или бактерии.
Мы знаем о законе всемирного тяготения. Ни
у кого не возникает мысль, что его можно изменить, проигнорировать или отменить, разве что на несколько
минут в условиях свободного падения. Поэтому мы все его повсеместно используем. Например, вся наша
посуда имеет плоское дно, дома – фундамент, у машин колёса внизу и т.д.
Никому не придёт в голову сделать чашку в виде идеального шара или фужер в виде вытянутого овала без
подставки. И по причине всемирности этого закона посуда во все исторические эпохи и на разных континентах
так была похожа.
Подобные объективные законы существуют в деятельности нашего мозга и в поведении. Но здесь ситуация
не столь очевидна, как в случае с гравитацией. Поэтому этих законов не замечают или не признают их объективную
сущность, на чём споткнулся и Карл Маркс.
Что же это за законы?
Первое, всё живое несёт в своём фундаменте идею сохранения вещества и энергии. Поэтому любая
деятельность любого биологического субъекта всегда мотивирована. Проще говоря, живой организм любого
уровня сложности будет что-либо делать только тогда, когда это очень нужно. Сытый хищник не пойдёт охотиться.
Вне угрозы нападения хищника стадо антилоп не начнёт бежать с зелёного поля.
Второе, результат действия любого биологического субъекта обязательно должен иметь с субъектом
обратную связь. Проще говоря, результат любого действия должен быть значим для того, кто это действие
совершает. Если эту связь нарушить, то действие потеряет всякий смысл и его просто перестанут выполнять.
Вернёмся к Марксу. Он считал, что в человеке исходно, в самой его природе заложено стремление жить
лучше, т.е. неограниченный рост потребностей. Сколько бы он ни получил, он всё равно рано или
поздно захочет большего, обеспечивая рост рынка для производителей.
Это и есть по Марксу тот самый корень и двигатель общественного и экономического развития, который будет
работать всегда, т.е. и после того, как установится общественная форма собственности на средства производства.
Именно стремление к облегчению своих усилий и получению больших удовольствий (инстинкт сохранения
материи и энергии) заставляет человека думать, изобретать, усовершенствовать орудия труда, обеспечивая
технический прогресс, экономический рост, смену формаций и политических систем так, чтобы всё было
для блага человека.
В то время, когда Карл Маркс создавал свою теоию, абсолютное большинство населения, даже работающего,
жило очень тяжело. Они работали по много часов в день. Часы, отпущенные рабочим на отдых, были недостаточны
для полного восстановления сил.
Сколько бы они ни работали, им элементарно не хватало набора белков, жиров, углеводов и витаминов для
поддержания нормальной здоровой деятельности организма. Поэтому они были очень хорошо мотивированы
для выполнения различных форм активности по улучшению жизни.
Но вот, наконец, впервые в истории появилось общество всеобщего благосостояния в масштабах даже не
одной страны, а нескольких. Если бы Маркс смог взглянуть на современную Данию, он бы пересмотрел свою
теорию.
Система соцобеспечения Дании постепенно разлагает всё общество и убивает человека, как
живой организм.
Очень хорошо известно, что безработица – это ужасно плохо. Безработные люди – это мученики, жертвы
общества. Они лишены надежды на будущее, обречены на финансовые трудности, теряют свой социальный
статус, переживают вынужденную изоляцию и одиночество, впадают в депрессию.
Однако безработица нужна, потому что в условиях полной трудовой занятости населения останавливается и
начинает свой спад технический прогресс и уровень производства. А значит, недалёк тот час, когда копилка
опустеет и наступит нищета. Наличие безработных является мотивом, заставляющим работающих реально
напрягаться на работе.
Экономисты подсчитали минимально необходимый процент безработных в обществе, который обеспечит
экономическую стабильность, не говоря уже о прогрессе и росте. Черезмерная безработица имеет тот же
негативный эффект, т.к. в этом случае расслабленно будут работать работодатели, а работающие будут испытывать
слишком сильный психический стресс и заболевать.
Но, как ни крути, а существует необходимось приносить в жертву определённую часть людей в обществе,
чтобы другие не расслаблялись.
Чем плохо иметь такое прекрасное содержание больных и инвалидов, как в Дании?
Тем, что люди теряют понятие о ценности здоровья. Привожу пример. Была я в гостях в одной датской
семье. У них сын астматик. Я заметила, что пока мы, взрослые, общались, он сидел три часа у телевизора.
Я спросила родителей, почему бы нам всем вместе не прогуляться по берегу моря, погода была на редкость
хорошая в тот день. Это ведь будет так полезно больному астмой мальчику.
Они мне ответили, что с его астмой он будет иметь пенсию больше, чем здоровые безработные люди,
и ему никогда не придётся работать, т.е. болезнь расценивается как благо, если она даёт больше социальных
гарантий...
|