Прежде чем перейти к изложению этого вопроса, следует напомнить, что Влесова книга — это не летопись с последовательным
расположением исторических событий, не описание княжений и т.д. (чего, в своё время, ожидал Ю.П. Миролюбов), а своеобразный
сборник религиозно-поучительного содержания, в котором, наряду со славословием богов, изложением религиозных обычаев и т.д.,
имеются и крупные отрывки, посвящённые истории.
В языческой религии наших предков огромную роль играло почитание дедов и пращуров, в связи с этим и рассказывается о
деяниях их.
На примерах их жизни показывается необходимость единства, любви к родине и веры в своих богов, которые помогали пращурам
в их борьбе с врагами.
Поэтому, изложение исторических событий — отрывочно, фрагментарно. К одному и тому же событию возвращаются не раз, и
часто освещение их или подробности не совсем совпадают с тем, что сказано в другом месте.
Это, вероятно, объясняется ещё и тем, что в писании Влесовой книги принимало участие несколько лиц, разделённых значительно
во времени, что и отражается в стиле речи, в орфографии.
Составление исторического обзора, поэтому, по Влесовой книге — дело нелёгкое, тем паче, что многое утеряно, испорчено или
перепутано. Мы изберём следующий путь.
С одной стороны, подберём отрывки, намечающие основные вехи истории Руси, как она рисовалась авторам Влесовой книги, а с
другой — мы остановим своё внимание на некоторых ярких отрывках, положение которых, в общей схеме, не ясно, но содержание
которых может, в значительной степени, помочь в общем освещении событий.
При дальнейших исследованиях и расшифровке текста, возможно, эти отрывки найдут своё место в общей схеме, но пока было
бы неосторожно включать в схему их только по первому впечатлению: нити запутанного клубка постараемся распутывать постепенно,
не рвать их.
Исследователь Влесовой книги должен всё время помнить, что перед ним не летопись, а религиозный сборник, основывающийся,
однако, значительно и на истории.
Отсюда — постоянные отступления от исторической линии и бесконечные повторения религиозно-нравственных формул.
Однако, как светская история не знает русского князя Бравлина, но его деяния донесены нам христианским источником —
«Житием» св. Стефана Сурожского, так и во Влесовой книге попадаются имена, не сохранённые светской историей.
И, что самое интересное, мы находим здесь упоминание Бравлина с дополнительным замечанием, что ныне княжит его правнук,
— обстоятельство, позволяющее уточнить время написания данной дощечки.
История руссов может быть, для удобства, разделена на две части:
1) легендарную и
2) историческую.
К легендарной относятся дощечки, где описываются действия легендарных лиц (русского Адама, имя которого даже не дошло
до автора Влесовой книги), праотца Богумира, имена членов семьи которого уже сохранились, и праотца Оря, о котором говорится
так много, что его следует, скорее всего, поставить первым в ряду исторических лиц.
Возможно даже, что, в дальнейшем, удастся и установить приблизительно век, в котором он жил.
В дощечках, говорящих о действительно исторических лицах, мы находим ряд имён, начиная с праотца Оря и кончая Аскольдом
и Ереком (вероятно, Рюриком).
Кроме того, мы встречаем указания на времена Германариха, Галареха и других гуннских вождей, равно, как и на времена
Буса, Мезенмира и целого ряда русских князей, неизвестных нам из истории. Довольно много данных о Кие, его братьях и т.д...
Скачать архивированный файл всей статьи (18К) в формате .doc
|