Началось богослужение
Богослужение состояло в том, что священник, одевшись в особенную, странную и очень неудобную парчовую одежду,
вырезывал и раскладывал кусочки хлеба на блюдце и потом клал их в чашу с вином, произнося, при этом, различные имена
и молитвы.
Дьячок же, между тем, не переставая сначала читал, а потом пел, попеременкам с хором из арестантов, разные славянские,
сами по себе, мало понятные, а ещё менее — от быстрого чтения и пения, понятные молитвы.
Содержание молитв заключалось, преимущественно, в желании благоденствия государя императора и его семейства. Об этом
произносились молитвы много раз, вместе с другими молитвами и отдельно, на коленях.
Кроме того, было прочтено дьячком несколько стихов из Деяний апостолов таким странным, напряжённым голосом, что
ничего нельзя было понять, и священником очень внятно было прочтено место из Евангелия Марка, в котором сказано было,
как Христос, воскресши, прежде чем улететь на небо и сесть по правую руку своего отца, явился сначала Марии Магдалине, из
которой он изгнал семь бесов, и потом — одиннадцати ученикам, и, как велел им проповедовать Евангелие всей твари, причём,
объявил, что тот, кто не поверит, погибнет, кто же поверит и будет креститься, будет спасён и, кроме того, будет изгонять бесов,
будет излечивать людей от болезни наложением на них рук, будет говорить новыми языками, будет брать змей, и если выпьет яд,
то не умрёт, а останется здоровым.
Сущность богослужения состояла в том, что предполагалось, что вырезанные священником кусочки и положенные в вино, при
известных манипуляциях и молитвах, превращаются в тело и кровь бога.
Манипуляции эти состояли в том, что священник равномерно, несмотря на то, что этому мешал надетый на него парчовый
мешок, поднимал обе руки кверху и держал их так, потом опускался на колени и целовал стол и то, что было на нём.
Самое же главное действие было то, когда священник, взяв обеими руками салфетку, равномерно и плавно махал ею над блюдцем
и золотой чашей. Предполагалось, что, в это самое время, из хлеба и вина делается тело и кровь, и потому это место богослужения
было обставлено особенной торжественностью.
— «Изрядно о пресвятей, пречистой и преблагословенней богородице», — громко закричал после этого священник из-за
перегородки, и хор торжественно запел, что очень хорошо прославлять родившую Христа без нарушения девства девицу Марию,
которая удостоена за это большей чести, чем какие-то херувимы, и большей славы, чем какие-то серафимы.
После этого, считалось, что превращение совершилось, и священник, сняв салфетку с блюдца, разрезал серединный кусочек
начетверо и положил его сначала в вино, а потом в рот. Предполагалось, что он съел кусочек тела бога и выпил глоток его
крови.
После этого, священник отдёрнул занавеску, отворил в середине двери и, взяв в руки золочёную чашку, вышел с нею в середине
двери и пригласил желающих тоже поесть тела и крови бога, находившихся в чашке.
Желающих оказалось несколько детей.
Предварительно опросив детей об их именах, священник, осторожно зачерпывая ложечкой из чашки, совал глубоко в рот
каждому из детей поочередно по кусочку хлеба в вине, а дьячок тут же, отирая рты детям, весёлым голосом пел песню о том, что
дети едят тело бога и пьют его кровь.
После этого, священник унёс чашку за перегородку и, допив там всю находившуюся в чашке кровь и съев все кусочки тела
бога, старательно обсосав усы и вытерев рот и чашку, в самом весёлом расположении духа, поскрипывая тонкими подошвами
опойковых сапог, бодрыми шагами вышел из-за перегородки.
Этим закончилось главное христианское богослужение. Но священник, желая утешить несчастных арестантов, прибавил к
обычной службе ещё особенную...
Скачать архивированный файл всей статьи (15К) в формате .doc
|