Славянская вера: миф о жестокости
Один из самых распространённых мифов, придуманных некогда про славянскую веру – это миф о её крайней жестокости и
кровожадности.
Считается, что человеческие жертвоприношения были для наших предков делом обычным, причём совершались они на глазах
у всей разношерстной публики, посетившей в праздничный день капище: на убийство человека-де смотрели и женщины, и дети,
и сумасшедшие, и люди с ослабленной психикой.
Для христианской церкви, очень жёстко соперничавшей с родной верой славян, сочинение подобных мифов имело вполне
прикладное значение.
Разве имеет право на жизнь религия, где волхвы – профессиональные убийцы, а верующие – невольные их сообщники? Конечно,
нет! Остаётся только изобразить славянскую веру таковой и заставить народ в это поверить.
Один из самых надёжных, по мнению церкви и официальной науки, источников, якобы подтверждающих, что у славян были
распространены ритуальные убийства людей – древнерусские летописи.
Но так ли уж серьёзны их свидетельства?
О человеческих жертвоприношениях наши летописи упоминают дважды.
«Повесть Временных Лет» рассказывает, что в 980 году князь Владимир «поставил кумиры на холме за теремным двором...
И приносили им жертвы, и приводили своих сыновей и дочерей, и осквернилась кровью земля Русская и холм тот», а три года
спустя, по свидетельству той же летописи, киевляне решили во что бы то ни стало «зарезать в жертву богам» молодого варяжского
юношу: когда его отец отказался отдать своего сына «бесам», киевляне «кликнули, и подсекли под ними сени, и так их убили».
В первом случае летописец говорит, что Русская земля осквернилась кровью: если бы ритуальные убийства совершались часто
и последовательно, оскверняться на Русской земле, по логике летописи, было бы уже нечему.
Как справедливо заметил С. Лесной в своей книге «Откуда ты, Русь?», «если бы до Владимира существовали человеческие
жертвоприношения, то нечего было об этом летописцу писать и негодовать: дело было бы обычное; на деле же подчёркнуто, что
именно с Владимира земля Русская осквернилась кровью людей, принесённых в жертву» [1].
Впрочем, неизвестно, говорил ли вообще летописец о собственно человеческих жертвоприношениях – если наши предки
приводили на капище своих сыновей и дочерей (как буддисты водят своих детей в храмы, мусульмане – в мечети и т.п.), то это
ещё совсем не значит, что их там непременно убивали, а касаемо того, что, как говорит летопись, «преблагой Бог не захотел г
ибели грешников» – здесь речь идёт, очевидно, о духовной смерти: христианские «просветители», как известно, были почему-то
уверены, что они одни обладают некой «божественной истиной», а все остальные, Богом якобы отвергнутые, глупы, слепы и
нравственно разлагаются.
Что касается убийства варягов – разве можно назвать преступление, совершенное буйной толпой, религиозным жертвоприношением?
Летописец не упоминает о присутствии при этом злодеянии ни волхвов, ни жрецов, совершалось оно, слава Богам, вовсе не
на капище, да и религиозным ритуалом произошедшее назвать язык не поворачивается.
Интересно, что киевлянам захотелось убить юношу-варяга не абы когда, а именно после того, как князь Владимир «победил
ятвягов, и завоевал их землю».
По всей видимости, в жителях Киева взыграли патриотические чувства и зачесались руки, а отношения с варягами, и, тем паче
христианами, были тогда крайне напряжёнными.
Выходит, варяги просто-напросто попали под горячую руку, причём, варяг-отец кажется, сделал всё возможное, чтобы толпа
не угомонилась, буйствовала как можно дольше и с максимально возможным количеством жертв и разрушений: глумился над
славянскими Богами, как только мог.
Древнерусские летописи ничего не говорят о традиции человеческих жертвоприношений на Руси, даже наоборот: ритуальное
убийство человека (если таковые и совершались) было событием «сверхнетрадиционным», событием государственного масштаба.
Вообще, если приглядеться ко всем признаваемым официальной наукой источникам, уверяющим, что принесение людей в
жертву Богам было у славян достаточно распространённым явлением, можно заметить одну общую деталь: их авторы относились
к нашим предкам и их религии с громадным предубеждением и старались перещеголять друг друга по количеству и качеству
поклёпов на славянскую веру...
Скачать архивированный файл всей статьи (29К) в формате .doc
|