Евгений Арсюхин
На чистую карту
«СОВЕТНИК» — книги о счастье, здоровье и долголетии
Николай Левашов – счастливая звезда Человечества

Впервые за 85 лет в России вышел в свет полноценный исторический атлас. Искусство рисовать исторические карты было прочно забыто в советские годы, хотя дореволюционная российская наука могла похвастаться школой, так и не превзойдённой на Западе.

Между тем, специалисты знают: хорошая карта – это не просто «картинка», а мощный научный инструмент, стоящий наравне с традиционными археологическими методами. По мнению экспертов, атлас позволит трезво взглянуть на многие события российской истории. И ответить на самые проклятые вопросы, например: было ли «призвание варягов» и «скифы ль мы, с раскосыми и жадными очами»?

Помню, «Исторический атлас школьника» произвёл на меня в своё время неизгладимое впечатление. Естественно, я не подозревал тогда, что этому атласу, даже со скидкой на его «школьность» – грош цена, что недочётов и заблуждений там больше, чем реальной информации, и что он, как и все исторические карты, издававшиеся в СССР, был лишь переделанным «в духе решений очередного съезда» дореволюционным изданием для гимназий.

Советские историки не любили карты и не хотели учиться их рисовать. Почему? Ответ прост, считает автор карт атласа «Tartarica. История татар и народов Евразии» Андрей Астайкин:

«Карта – вещь объективная. Её невозможно подтасовать под ту или иную идеологическую схему. Если из летописи всегда можно выдернуть удобный факт, замолчав «неудобные», да ещё перевести с древнерусского так, чтобы глаже получилось, то карта – вот она, вся на ладони».

Утверждать, будто советская историческая наука останется в памяти только подтасовками и натяжками, конечно, глупо. Но факт: построения даже лучших наших историков, что называется, висели в воздухе. Откройте любую, даже очень хорошую историческую книгу, изданную в России. Там будут картинки из летописей, будут фотографии археологических находок. И едва ли там будут карты, а если будут, то, вряд ли хорошие.

В итоге, чтение превращается в пытку не только для дилетанта. Упоминается древний русский город, но где, непонятно. Говорится о походе князя Игоря на половцев, но куда Игорь «ходил» и где он этих половцев встретил – поди разберись.

А пресловутые варяги, призванные «володеть и править», какой дорожкой они попали в Новгород? И где тогда находилось то, что летописец назвал Новгородом?

А русы, по свидетельству арабского историка, торговавшие и пьянствовавшие на Волге в начале Х века, – это наши предки или всё-таки скандинавы?

Непонятно, и таких «непонятно» – море, от древнего каменного века до восстания Пугачёва.

Так появлялись ляпы, за которые наших историков принялись со сладострастием ловить поборники, так называемой, «новой хронологии». Помните спекуляции о том, что Куликовской битвы то ли не было, то ли она была чуть ли не в пределах современной Москвы?

А историкам и крыть нечем: рассказать о ходе битвы они могут по часам, но, при попытке сориентироваться, почти все на местности теряются. «Кому бы пришло в голову морочить народ "Московским княжеством, ставшим и Римом, и Ордой" одновременно, если бы у историков были чёткие ответы не только на вопросы «когда», но и на вопросы «где»? – говорит Астайкин.

Это чудовищно, в самом деле: древнерусские города «летают» по картам, как Голландцы, места даже самых известных боёв Средневековья не определены, торговые пути неизвестны, а Киевское княжество «пропадает» после разорения монголами, чтобы вдруг «появиться» после «воссоединения Украины и Россией» через несколько сотен лет.

«Достаточно нанести на карту наши знания, чтобы увидеть: вся наша история – скопление белых пятен», – говорит Астайкин.

Я прошу его продемонстрировать, как может хорошая карта «раскопать» в считаные минуты какую-нибудь застарелую историческую проблему. «Раскопать» без дорогостоящей археологической экспедиции.

Андрей показывает мне серию карт, где помечены, год за годом, походы половцев на Русь и ответные удары киевских князей: – Вот тут Степь переходит в наступление. Тут Русь отвечает. А вот они действуют сообща!

Становится совершенно очевидным, что именно Владимир Мономах, блестяще обеливший себя в своих мемуарах, был первым, кто задействовал кочевников для «разборок» между русскими князьями. А когда русские князья породнились с половецкими ханами, последние привлекли русских к своим «разборкам» с монголами. Итог известен.

На другой карте мы видим, как физически растворяются «великие и могучие» варяги, якобы давшие начало русской государственности.

Вот настоящие варяги – на Западе, в Балтийском море, занятые местечковыми потасовками между крошечными европейскими княжествами...

Скачать архивированный файл всей статьи (13К) в формате .doc
Главная страница
Структура сайта
Новости сайта
 
Николай Левашов
Выборы 2012
Зарубки
 
Книгохранилище
Электронные библиотеки
Книжные магазины
 
Созвучные сайты
Хорошее Кино
Публикации
 
Конспекты книг
Тексты книг
Запасник
 
«Воплощение мечты»
Наши рассылки
Объявления
 
Помочь
Пишите нам