Не более десяти лет тому назад сидел я в своём кабинетике, уютно расположенном в тюремной камере и работал с доносами
граждан. Граждане сообщали, кто с кем подрался, кто кого зарезал, кто чего украл, сколько украл и где спрятал. Многие доносы
граждане писали друг на друга, раскрывая совершенно необычные подробности личной жизни своих товарищей.
Это всегда интересно и крайне полезно – слушать, что граждане друг про друга говорят. Только прослушивание всех участников
некоего события позволяет выстроить картину случившегося, после чего каждый может получить достаточно точно отмеренный срок
на нарах и под ними. Кого-то одного слушать нельзя категорически, в том числе – и пострадавшего.
Далеко не каждый гражданин может отделить собственные эмоции от имевших место событий, далеко не каждый способен
смотреть на действия других не через пелену ненависти, а трезвым и холодным глазом. Именно для этого среди граждан ведётся
оперативная работа – дабы знать о событиях как можно больше из максимально разнообразных источников.
Поскольку голова тогда была многозадачной, параллельно работе с бумагами слушал телевизор. И как-то так получалось, что
постоянно натыкался на передачу Познера. Гражданин Познер в свою передачу постоянно приглашал гостей, в разное время – в
масках и без. Задавал им вопросы, давал возможность ответить. Наблюдать интересно – вроде бы тем же самым занят, опрос граждан
по самым разным вопросам. Но гражданин Познер действовал исключительно специфичным образом.
Например, сидит у него на передаче тётенька, участвует в обсуждении бытового национализма и даже расизма. Познер её
спрашивает: скажите, а вот вы сталкиваетесь в повседневной жизни с другими нациями? Тётенька отвечает: да, сталкиваюсь. В
квартиру на моей лестничной площадке, говорит, въехала цыганская семья. Семья большая, народу много, полно детей.
Жизнь в цыганской квартире не затихает ни на секунду: постоянно дикий крик, скандалы, дети носятся как умалишённые, орут,
поют песни – круглые сутки напролёт. Каждый день у них гости – человек по пятьдесят и все с детьми. В квартире – дикая грязь,
рассадник тараканов и клопов, говорит расстроенная тётенька. На лестничной площадке – дикая грязь, новые жильцы даже
мусоропроводом пользоваться не умеют.
Внезапно Познер мягко прерывает тётеньку путём отъёма микрофона и сообщает: так ведь вы, оказывается, расистка! То, что
вы говорите, вот эта ненависть к цыганам – это и есть расизм!
Тётенька пытается возразить, что она про грязь и шум, а не про цыган, но Познер уже отбежал в сторону и срывает покровы.
Это личное дело каждого, как жить, – говорит Познер в отнятый микрофон, – и вы не имеете права вмешиваться в частную жизнь!
Вот из-за таких расистов как вы и страдают в постсоветской России нерусские люди! От вашей ненависти к цыганам – всего
один шаг до самого страшного преступления против человечества, то есть, до антисемитизма, – подводит черту Познер.
А потом, отскочив на всякий случай ещё подальше, сообщает в телевизор с ленинским прищуром: непросто, ох, непросто нам
будет построить демократию, когда вокруг полно вот таких расистов!
Что происходит на самом деле?
На лестничной площадке поселилось стадо свиней. Нарушителя общественного порядка и спокойствия у нас не может привести
в чувство никто: общественные организации разогнаны, милиция ничем подобным не занимается. На любые попытки жильцов
устыдить новосёлов – немедленно поступают угрозы физической расправы, а во многих случаях – незамедлительно следует физическая
расправа.
Что делать людям, если в дом заселились свиньи? Что предпринять, чтобы наладить нормальное соседство?
Ведь никому нет никакого дела, какой национальности сосед, если сосед ведёт себя в рамках общепринятых норм. Но, как объяснить
дикарю, что здесь не табор в поле, не родной чум, не отдельная сакля, а панельный дом? Что соседи за стеной хотят отдохнуть после
работы и выспаться перед рабочим днём, что нельзя орать и бегать по ночам?
Как объяснить, что продавать наркотики на дому – нехорошо? И что делать, если данный новосёл – нерусский? Если он сам не
понимает, что по его поведению судят обо всех его соплеменниках, почему окружающие должны за это переживать? О каком расизме
в данном случае речь?
Но у Познера – всё не так. Познер не говорит о том, как решить проблему и облегчить жизнь гражданам. Познер говорит только
о том, о чём ему надо говорить.
Надо рассказать на всю страну, что русские – нацисты и расисты, пожалуйста: скажите пару слов в микрофон, потом я у вас его
отниму и все ваши слова искажу до неузнаваемости. Вся передача – сплошное передёргивание, словесная эквилибристика и циничное
манипулирование аудиторией. Всё идёт так, как надо Познеру. То есть, сидит полная аудитория народу. А точка зрения озвучивается
ровно одна – Познера.
Как же так? В чём задача-то?
Опросить граждан, обозначить проблему и совместными усилиями с аудиторией попытаться нащупать и обозначить способы
решения? Или задача – навязать точку зрения, не имеющую никакого отношения к реальному положению дел? Как в данном случае:
вместо попытки найти способы и средства решения вопросов общежития – взять и обвинить ошарашенных граждан в расизме?
Это, что ли, способ консолидации общества, путём вещания на государственном телеканале? Ничего кроме омерзения этот
балаган не вызывал.
А тут гляжу – книжечка продаётся: Смирнов С. «Времена лжи с Владимиром Познером». Количество страниц: 512. Год издания:
2005. Издательство: ЭКСМО. ISBN: 5-9265-0163-6.
Приобрёл, ознакомился. Книжку смело можно рекомендовать всем интересующимся дешёвыми технологиями промывания
мозгов и примитивными приёмами передёргивания и обмана, которыми так успешно пользуются мегазвёзды отечественного
телевидения.
В данном случае, ведётся разбор деятельности типичного представителя советской интеллигенции – Владимира Познера.
Каждая глава посвящена определённой передаче. Даётся подробный разбор: о чём говорили, как говорили, где звучит откровенная
ложь, где передёргивания потоньше, где умелая подмена понятий, а где беспардонное затыкание рта.
Всем, кто не силён в приёмах и способах оболванивания населения через СМИ – рекомендую к прочтению.
Познер за эти годы заматерел и натренировался. Более не мечется с микрофоном, солидно сидит за столом. В качестве гостей
приглашает какого-нибудь клоуна из богемы, который, что твой революционный пролетарий, в жизни ориентируется и руководствуется
«творческим сознанием», да несколько людей знающих.
Стиль, однако, всё тот же: затыкание ртов, полный игнор других точек зрения, передёргивания и прочие эффективные приёмы
ведения дискуссии...
|