1. Введение. Не нуждается в комментариях
В 1 ч. 45 мин. 6 августа 1945 г. бомбардировщик Б-29 под названием «Энола Гэй» поднялся с Марианских островов и взял
курс на Японию. В 7 час. 30 мин. утра он был у цели – города Хиросима – и, выйдя на боевой курс, сбросил на парашюте бомбу,
которая взорвалась в 8 час. 15 мин. на высоте 500-600 метров над землёй. Взрыв раздался над деловым центром города в час,
когда люди спешили на работу. В результате в радиусе 1-1,5 км от эпицентра взрыва в одно мгновенье люди просто испарились,
оставив в память о себе лишь тени. Чуть дальше высокотемпературное пламя сохранило пепел и обгорелые кучи костей.
Пронёсшаяся сразу ударная волна разрушила в радиусе 3 км то, что не успело расплавиться при вспышке, и понеслась дальше,
превратив город в пустыню. Начавшееся следом радиоактивное заражение плотностью около 400 рад – смертельная доза для
человека – завершило дело. Точное число жертв неизвестно до сих пор… (Энциклопедия «Япония от А до Я»).
В 1209 г. Иннокентий III предпринял против альбигойцев крестовый поход. Собранное войско, состоящее преимущественно
из любителей лёгкой наживы, в течение 20 лет разоряло южную Францию. Апогеем этой, так называемой, «Лангедокской войны»
явилось полное уничтожение населения г. Безье – около 20 тыс. человек без разбора пола, возраста и вероисповедания. Именно
там была произнесена знаменитая фраза: «Убивайте всех, Бог на небе узнает своих!» На Тулузском соборе 1229 г. были
поставлены строгие правила относительно разыскивания еретиков-альбигойцев и их наказания. В 1232 г. папа Григорий IX учредил
для расследования альбигойской ереси инквизицонный суд, управление которым предоставил доминиканскому ордену. Папа
Иннокентий IV разрешил в 1259 г. применение пыток против еретиков. В конце XIII века альбигойцы были окончательно
истреблены (Дмитрий Таевский. «История религии»).
2. Атомная бомба и библия. Системные аналогии
На самом деле, речь пойдёт не о ядерной физике и даже не о ядерном оружии. Упомянутая атомная бомба будет использована
в мирных научных целях – просто, как эталон убойной силы оружия массового поражения. Этим эталоном мы воспользуемся
для измерения гораздо более опасного и смертоносного инструмента – мировых религий, вплетённых в систему социальных
мотиваций.
«Но, – заявит кто-то из современных европейских христиан – ведь на религии основаны представления о добре и зле, мораль
и нравственность, десять заповедей…» и т.д. К сожалению, он будет абсолютно прав. Потому, что представления о добре и зле,
мораль и нравственность для большей части жителей нашей планеты основаны на религии. А религии, в которых присутствуют
эти самые десять заповедей (т.е. христианство, ислам и иудаизм), наиболее распространены – каждый второй житель планеты
считает священной книгой или библию или коран.
Все эти три религии называются авраамитскими – поскольку в основе их системы ценностей лежит миф о жертвоприношении
Авраама из книги Беришит (Бытие). Напомним фабулу. Авраам получает от бога приказ принести в жертву своего единственного
сына – и, ни минуты не задумываясь, начинает подготовку к этому акту. Вот подросток уже лежит на жертвенном камне, в руке
его отца – нож… Но происходит чудо, бог прекращает процедуру.
Готовность Авраама без колебаний принести в жертву своему богу самое дорогое – единственного сына – подтверждена.
Бог доволен и обещает роду Авраама многочисленность и военные победы. Так мифологически устанавливается жёсткий
приоритет: обязанности перед богом неизмеримо выше каких бы то ни было обязанностей перед любым человеком, будь
то хоть отец или мать, хоть муж или жена, хоть ребёнок.
Поэтому и 10 заповедей сконструированы так: первые 5 заповедей – обязанности перед богом и только последние 5
устанавливают некоторые нормы межчеловеческих отношений. Это – очень важная особенность авраамитских религий и
связанной с ними авраамитской религиозной морали. Любой, даже самый чудовищный поступок, с лёгкостью может превратиться
в одобряемое общеобязательное действие. Для этого необходима сущая мелочь – приказ бога.
«Ничего себе мелочь, – возмутится кто-то из современных европейских христиан – ведь непосредственное изъявление воли
бога человеку – редчайшее чудо, откровение, происходящее, быть может, раз в тысячелетие…» И он снова будет абсолютно прав.
Даже если предположить, что какой-то бог существует, и что он может обращаться со словами повеления непосредственно
к человеку, ни в одной религии такое событие не признаётся достаточно частым, чтобы учитывать его в повседневной практике.
Именно поэтому любое религиозное объединение авраамитского типа на определённом этапе роста и концентрации создаёт
специальный институт жрецов – священнослужителей. Функцией этого института как раз и является отдача приказов от имени
бога (коль скоро сам бог делает это слишком редко и нерегулярно).
– Правоверные! – говорит главный жрец, – бог хочет чтобы вы…. И далее следует повеление, которое для членов
соответствующего религиозного объединения имеет силу высшего закона. Если бог хочет, чтобы они отдали всё своё имущество
– они отдадут, пусть только скажет, кому. Если бог хочет, чтобы они умерли – они умрут, пусть только скажет, когда. Если бог
хочет, чтобы они убили – они убьют, пусть только скажет, кого.
Некую предельную численность членов объединения (с учётом плотности населения и ещё некоторых социальных факторов),
после которой подобное становится возможным, я назову критической массой – по аналогии с таковой у делящихся материалов
(урана-235, плутония-239 и т.п.). Если критическая масса достигнута – взрыв возможен в любой момент...
|