Почему про «троицких иноков» Ослябю и Пересвета молчат патерики Троице-Сергиевой обители и житие Сергия
Радонежского? Почему их останки покоятся вне стен Троице-Сергиевой лавры? Чьими вассалами были в миру «брянские
бояре», и когда они оказались на землях княжества Московского? И чего стоят легенды о монахах-воинах, в схимах
скакавших навстречу закованным в железо ордынцам?
Любят православные публицисты помянуть Куликово поле. И если в этот момент обличает такой публицист
злодеев-«неоязычников», то не преминёт заметить – мол, вот она, Русь-то матушка православная, на бой святым Сергием
Радонежским благословенная, с иноком Пересветом впереди. А где, мол, ваши язычники были, полканы да кукеры (кукеры
православных публицистов особенно волнуют; не иначе, как своими во всех смыслах выдающимися мужскими качествами,
не зря ведь Кураев жалуется, что у православия – женское лицо)?!
Действительно, ежели про Куликово поле судить по школьным учебникам, да по, скажем, мультфильму «Лебеди
Непрядвы» (мультфильм, не спорю, и впрямь хорош) – тогда да, всё так и было – и Сергий князя благословлял, и Пересвет
в одной рясе да скуфейке на бой с закованным в железо ордынцем скакал.
Только стоит обратиться к источникам. И красивая – хоть сейчас миниатюру под Палех лакируй! – картинка рассыплется.
Слишком уж много загадок вокруг Пересвета. Летописи про него вообще молчат. Молчит про него и про его брата Ослябю
и житие Сергия Радонежского. А это уж просто поразительно – неужели благословение на бой с погаными ордынцами двух
братьев из обители – настолько уж проходная, ничего не стоящая деталь?! Как Сергий копал огород – важно, а как послал
на бой за Отечество и веру двух парней из монастыря – ерунда? Ведь, согласно более поздним, через сто лет после битвы
записанным преданиям, Сергий возложил братьям – иногда их именуют послушниками – схимы...
Современному человеку трудно понять, что тут такого уж, из ряда вон выходящего? Однако необычное, мягко говоря,
в этой ситуации есть. Церковь часто именуется воинством Христовым, и, как во всякой армии, есть в ней своя жёсткая
субординация. Схимник – иначе говоря, схимонах – одно из высших званий в этой армии. Сперва человек становится
послушником – года так на три, потом его постригают, делают рясофором – ещё не монахом! – потом идёт просто монах,
потом – иеромонах, а вот уж потом... Прочувствовали?
Поверить, будто обычному монаху – не говоря про послушника – надели схиму, всё равно, что поверить в то, что
лейтенанта за какой-то подвиг произвели в генерал-лейтенанты. Такие превращения бывают разве что во снах кадета
Биглера из «Бравого солдата Швейка».
Или вот ещё – по законам православной церкви, ни священник, ни, тем более, монах не имеют права ни
при каких обстоятельствах брать в руки оружие и принимать участие в боевых действиях. Бывали в истории России
полковые батюшки, с крестом в руках шедшие рядом с солдатами на вражеские редуты – за что им, конечно, честь и
хвала – но даже там, в гуще боя, никто из них не брался за оружие; не было у православных воинствующего монашества
католиков, всех этих тамплиеров, госпитальеров, иоаннитов и прочих меченосцев.
То есть православный монах, получающий схиму и участвующий в бою с оружием в руках – это такое диво, такая
двойная невидальщина, что ему бы самое место на страницах летописей и житий, рядом с хвостатыми звёздами,
землетрясениями, говорящими конями и тому подобными редкостями.
Однако – молчание!
Из современных Куликовской битве памятников Пересвета упоминает одна «Задонщина», зато она совершенно молчит
о Сергии и его благословении. Пересвет в ней «злачёным доспехом посвечивает». Вот и все сказки про рясу или схиму!
При всём нашем уважении к знаменитому художнику Васнецову, он был неправ, изображая Пересвета в схиме. Правы
были советский художник Авилов и язычник Васильев, изобразившие Пересвета в доспехах русского богатыря.
В самых же ранних редакциях «Задонщины» Пересвета и чернецом-то вовсе не именуют. «Хоробрый Пересвет
поскакивает на своём вещем сивце, свистом поля перегороди». Хорош смиренный инок? Дальше – пуще: «а ркучи таково
слово: “Лутчи бы есмя сами на свои мечи наверглися, нежели от поганых полоненным”». Картина маслом кисти Репина,
«Приплыли» называется. Православный монах проповедует самоубийство с помощью собственного меча, как предпочтительное
плену. Да ведь это – нормальная этика русского воина-язычника времён Игоря или Святослава! О русах, кидающихся на
собственные клинки, лишь бы не попасть в плен к врагу, пишут грек Лев Диакон и араб ибн Мискавейх.
Да был ли он монахом-то – закрадывается нехорошее подозрение?
Если и был – то определённо не Троицкого монастыря Сергия Радонежского, потому что в синодике – поминальном
перечне – Троицкой обители имя Александра Пересвета отсутствует (как, впрочем, и его брата – Родиона Осляби). Захоронены
оба героя в Старо-Симоновском монастыре на территории Москвы – вещь также совершенно невероятная, если бы они
были монахами другой обители. Да как бы Троицкая обитель допустила бы, чтоб столь знаменитые и выдающиеся её братья
покоились в «чужой» земле?
Между прочим, оба брата были на момент битвы отнюдь не пухлогубыми безусыми богатырями из «Лебедей Непрядвы»,
а людьми более, чем взрослыми. У младшего, Осляби, был взрослый сын, погибший на поле Куликовом. Род старшего,
Пересвета, также не прервался – в XVI веке на Руси появляется его дальний потомок, литовский выходец Иван Пересветов.
Но стоп! Отчего же литовский выходец?
Да оттого, что братья называются во всех источниках «боярами брянскими» или «любучанами» – выходцами из
расположенного неподалёку от Брянска городка Любутска на Оке. А во времена Куликова поля это были земли Великого
княжества Литовского и Русского. И на поле Куликовом брянские бояре могли оказаться лишь под знамёнами своего
сюзерена литвина Дмитрия Ольгердовича, Брянского князя, пращура рода Трубецких, пришедшего на службу князю
Московскому зимой 1379-1380 годов.
Когда ж Пересвет с Ослябею успели в монахи-то постричься? Да ещё в монастыре, расположенном на московских землях?
Да ещё успеть за полгода пройти послух – как мы помним, трёхлетний – и «дослужиться» до схимников?
Вопросы, вопросы, вопросы... и ни на один нет ответа. Точнее есть – один на все разом.
В год Куликовской битвы ни Пересвет, ни Ослябя монахами не были...
|